Чего хотят читатели?

Шапагат Сердаликызы

Голодная корова не даёт молока. Также и писателям нужно сначала создать условия для творческого развития – дать возможность получить образование, прочитать хорошие книги, и только потом можно ждать качественных текстов. Писатель может развить свой потенциал, только активно занимаясь самообразованием, много думая, вникая в суть вещей.

Чтобы понять, чего хотят читатели, писатель сам должен быть хорошим читателем. Последние несколько лет я в основном читаю книги, в которых со всей глубиной показаны жизнь и психология человека.

Мне кажется, сейчас читатели испытывают духовный голод. Им нужны доброта и любовь.  Окружение, которому можно довериться, которое поддержит. Сейчас в душе каждого человека свила гнездо «птица одиночества». Человек не может сбежать из этого гнезда. Не может рассказать другим о своём одиночестве. А если расскажет, то будет опасаться, что его неправильно поймут или станут смеяться. Он чувствует растерянность, как хрупкий ребёнок, оглядывающийся по сторонам в поисках поддержки родителей. Даже хорошая работа, семья, дом, машина не защищают от одиночества. Кажется, что его никто не понимает. В повседневной жизни он попадает в ловушку депрессии и, не находя выхода, томится в клетке собственных мыслей. В конце концов начинает действовать, осознав, что никто другой не вызволит его из этой бездны. Зачитывается книгами по модной сейчас психологии, чтобы избавиться от одиночества и направить мысли в другое русло. Занимается саморазвитием, чтобы избегать конфликтных ситуаций в общении с другими. Надеется, что найдёт в книгах полезный инсайт. Учится управлять эмоциональным интеллектом. 

Если задуматься, то это всё от недостатка любви и доброты. Стресс, суицид, постоянное беспокойство – всё это возникает оттого, что люди стали жестокими, превратились в моральных вампиров. 

Поэтому я думаю, что люди часто покупают книги, рассказывающие о чувствах и психологии людей, помогающие строить отношения с другими. 

В качестве подтверждения своих слов приведу список самых продаваемых книг в сети «Меломан» за прошлый, пандемийный, год. Возглавляет этот список книга Михаила Лабковского «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым». Далее следуют «Голодная степь» Сары Кэмерон, книги Джен Синсеро и Марка Мэнсона, «Қарашаңырақ» Ермека Турсунова, «Слова назидания» Абая Қунанбаева, «Изменив мысли, измени свою жизнь» Камшат Бекжигитовой  (казахское название – «Ойыңды өзгертіп, өміріңді өзгерт») и роман-эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая».  А в сети Instagram пользуются большим спросом книги психологов и мотиваторов. Среди них «Кривая стена» Марзии Бекайдар («Қисық қабырға»), «Безгранично влюблённые в жизнь» Динары Болат («Өмірге шексіз ғашық»), а также книги других авторов.  Ещё достаточно популярны книги Куаныша Шонбая для предпринимателей.  

Но эти показатели не говорят о том, что читателям не нужна классическая литература. Казахскоязычные читатели охотно покупают книги Абая Кунанбаева, Бауыржана Момышулы, Таласбека Асемкулова, Мухтара Магауина. 

Несмотря на то, что развитие цифровых технологий идёт полным ходом, художественная литература не утратила своей актуальности. Наоборот, растёт спрос на книги, расширяющие кругозор, формирующие интеллектуально развитую личность, отвращающие от плохого и приучающие к хорошему. 

Сейчас много молодёжи, разбирающейся в книгах. Например, если вы зайдёте в любой магазин книжной сети «Меломан», то увидите, что 16-30 летних покупателей больше, чем людей старшего возраста.   Я часто встречаю книголюбов этого возраста. 

Конечно, не все эти книги написаны с целью  «учить читателя уму-разуму». Я считаю, что читателей не нужно ничему учить. Чтобы читатель, который хочет собраться с мыслями и обрести душевный покой, дочитал вашу книгу до конца, нужно, чтобы у неё было интересное содержание, чтобы она давала возможность разобраться в человеческих чувствах и позволяла читателю оценить свои поступки. 

Прежде всего нынешнему читателю нужны интеллектуальные произведения, расширяющие его кругозор, подталкивающие его к тому, чтобы увидеть мир в новом свете. 

У текста, в котором бег зайца по взгорью описывается на двух страницах, вряд ли будет много читателей. 


[1] Так называется русское издание книги (примечание переводчика эссе). В переводе «дом предков, который по традиции наследует младший сын, священный семейный очаг».